Авторские статьи по теме управления запасами, продажам и
организации склада в бизнесе автозапчастей
ТРЕТЬЕКЛАССНИКИ НА СКЛАДЕ!
или
"эффективен ли ваш склад?"
В погоне за эффективностью каждого подразделения, мы хорошо научились оценивать показатели Сервиса, Отдела продаж автомобилей и запчастей. «Пенетрация», «производительность», «оборачиваемость» надежно вошли в лексикон менеджмента всех уровней дилерского центра…
А как оценить Склад? Не Отдел запчастей с его диспонентами-аналитиками, розничными и оптовыми продавцами запчастей и т.п., а именно склад – зону, скрытую от посторонних взглядов и визитов. Маленькое государство за закрытыми дверями внутри ДЦ со своими законами, устоями и секретами. Зону, за дверями которой должны лежать тысячи наименований и миллионы рублей, вложенные в Запасы…
Чтобы оценить деятельность всего отдела запчастей, в состав которого обычно и входит склад, обычно используются такие показатели, как ширина и глубина запаса, оборачиваемость запаса, уровень удовлетворения спроса, объем запаса в денежном выражении, уровень неликвида и избыточного запаса, реже – уровень брака и прочие удельные показатели.
Эти параметры не дадут даже общего представления об эффективности работы Склада. Склад обычно либо молодец, когда «удачно» свел инвентаризацию, либо, к сожалению, нет… Об этом мы узнаем один, в лучшем случае, - два раза в год по итогам полной инвентаризации.
Вообще, склад с его многочисленным, порой, штатом является обслуживающей, затратной частью дилерского бизнеса. Всё чаще ставится под сомнение необходимость самого существования складского запаса и ресурсов, выделяемых под складирование и хранение. А складской персонал - в первых рядах сокращения в тяжелые времена. Поэтому важно оценивать уровень эффективности склада именно с точки зрения используемых ресурсов. К примеру, приведет ли сокращение (или замена) персонала к потере скорости операций, или может пройти без последствий?
Возможно ли оценить склад по его внешним признакам не прибегая к формулам и расчетам? Самое главное – увидеть риски и возможности, и ответить на главный вопрос – «что делать»?
Возможно! Для этого необходимо оценить уровень потерь. В первую очередь, временных при выполнении складских операций, и влияние человеческого фактора на процессы. Иными словами, если, например, только Петя Иванов знает, где лежит крыло P/N… , а скорость подбора (или приемки) зависит от того, чья смена, новичков или старослужащих, сегодня работает – то Склад НЕ эффективен. Мало того, велик риск новых потерь, куда более глобальных, чем низкая скорость операций: такой склад и весь бизнес оказывается в глубокой зависимости от старослужащих Петь, Вась и Сереж. И дело тут не в сплоченной команде и дружном коллективе – склад будет не в состоянии функционировать без их личного непосредственного участия. Теперь сотрудники уже диктуют условия, повышая собственную значимость и влияние человеческого фактора, ввергая складские процессы в еще больший хаос. Массовая замена таких сотрудников приведет к полной блокировке складских процессов. Любой процесс держится именно на них, а «сокровенное знание» передается из уст в уста… Если обнаружите такие признаки у себя на складе, не раздумывая беритесь за изменения, пока снежный ком не «завалил» работу на складе! Конечно, если Петя не Ваш лучший друг и вы с ним не задумали встретить пенсию в этом ДЦ на этих должностях :-)
Посмотрите на Ваш склад. Хороший, эффективный склад - склад, построенный таким образом, имеющий такие процессы, что на нем можно работать интуитивно, не задумываясь, выполняя простые стандартные операции, не теряя времени на принятие решений, не прибегая к помощи менеджмента.
Лучший способ проверить Ваш склад на простоту операций (=на эффективность) - ответить на вопрос, справится ли работой на складе ТРЕТЬЕКЛАССНИК? Выстроена ли система, при которой человек, умеющий читать и считать, без специальных знаний и опыта, не разбирающийся в запчастях, делопроизводстве, бухгалтерии и логистике, без ошибок и сторонней помощи сможет быстро выполнить ту или иную операцию?
Третьеклассник должен легко ориентироваться в:
· Складском пространстве
· Адресной системе
· Складских процессах
Высокоэффективный склад – это четко выстроенная система, в которой человеческий фактор сведен к минимуму! Если Ваш склад сможет обслуживать ученик начальной школы после короткого инструктажа – у Вас хороший склад!
Нет – беритесь за изменения!
Читайте следующую статью и НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ звонить (+7 916 619 81 93) или писать мне (bdrdnv@gmail.com), если появились вопросы.
Подписывайтесь на новости
НЕЛИКВИД
Утро 1 января. Магазин.
- Девушка, а у вас хлеб свежий?
- Нет! Прошлогодний!
Для тех, кто уверен,
что неликвид – неизбежность.
Wikipedia: Ликви́дность (от лат. liquidus — жидкий, перетекающий) — экономический термин, обозначающий способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный — обращаемый в деньги.
Очевидно, Неликвидный товар (активы) – товар, который не способен быстро продаваться по рыночной цене. Конечно, мы с вами привыкли оперировать точными значениями: что значит быстро и какую цену называть рыночной?
Чаще всего на складах дилерских центров Неликвидным считается товар, который пролежал без «движения» (не продавался) более определенного срока. Как правило, этот срок 1 год. При этом, обычно, с его реализационной стоимостью за этот период ничего не происходит.
Что же такое Неликвид и какова природа его происхождения в запчастях автомобильного дилерского центра? Причины могут быть самые разные, многие из них лежат на поверхности. Например, выполняли план закупок (аксессуары, кампании, акции импортера); значительный объем неликвида приносит сервис, стараясь удовлетворить порой мнимый клиентский спрос; часто – ошибки в заказах на всех уровнях; клиентские возвраты… Кроме этого, даже вполне актуальная, но бракованная деталь, может попасть в разряд неликвидных.
Причины возникновения Неликвида и способы влияния на них достойны отдельной статьи или целого тренинга!
Обязательно посвятим время и этому вопросу, а эта статья для тех, кто уверен, что Неликвид - естественная составляющая процесса снабжения.
Сейчас уже все научились считать деньги, в том числе различные показатели складского запаса: ширина, глубина, оборачиваемость, уровень сервиса. Конечно, считают и уровень Неликвида. Обычно в деньгах.
Итак, пришла деталь, легла на полку. Оказалась невостребованной. Пролежала месяц, другой, пол года, год… За это время о ней может никто и не вспомнить. А чаще бывает, вспомнят только тогда, когда придет время ее списать и выбросить в мусор.
Почему? Потому, что смотрят только на стоимостное значение Неликвида!
Спросите, «А что, не нужно смотреть на сумму?» Нужно! Нужно, но чуть внимательнее…
Как запчасть, да и любой товар, становится неликвидным? Обычно, как в шахматах: упала стрелка часов и, секунду назад «хорошая» деталь, стала неликвидной. Так работает большинство систем учета. Если вообще предприятие считает уровень неликвидного запаса. Удивитесь, но вполне успешно еще работают предприятия и вообще без особого учета остатков!
А вот теперь, давайте разбираться. Представим, так ли мгновенно по истечению определенного срока запасы становятся неликвидным на самом деле? Очевидно, нет! С одними сразу понятно, что как только они поступили на склад, их уже трудно продать. Другие – медленно становятся все менее востребованными. А есть и такие, которые двигаются, но их так много, что мы и не заметим, как часть из них попадёт в группу риска, когда эта модель автомобиля перестанет к вам приезжать.
Смотрите, очевидны два факта:
Хотите узнать универсальный способ контроля и упреждения Неликвида?
Читайте следующую статью и не стесняйтесь звонить (+7 916 619 81 93) или писать мне (bdrdnv@gmail.com), если появились вопросы.
Буду рад разговору с Вами!
КАКОЙ СВЕЖЕСТИ ВАША ОСЕТРИНА?
– Вторая свежесть – вот что вздор!
Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя.
А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Булгаков. Мастер и Маргарита.
Глава 18. Неудачливые визитеры
Итак, если вы хотите быть успешным в управлении запасами, вам следует стремиться, чтобы ваш складской запас всегда был свежим! Свежим – это значит, что запас лежит недолго. Не годы, дожидаясь случайного клиента, а, скажем, до шести месяцев с момента поступления.
Как этого достичь? Довольно просто! Начать обращать внимание на срок нахождения деталей на складе. Чем больше срок, тем выше риск неликвида, тем сложнее продать деталь, даже по сниженной цене!
Какова технология метода, который я называю Анализом Возраста Запаса?
1. Определить временные промежутки, в которые будут попадать товары и затраченные на них суммы по сроку нахождения на складе, например: 0-1 месяц; 1-3 месяца; 3-6; 6-9; 9-12; 12 и более
2. Распределить суммы закупочных стоимостей запасов по этим промежуткам
3. Увидеть картину: где сосредоточены деньги вложенные в запасы вашего склада по сроку, в каком временном промежутке? Какой свежести ваша осетрина? Постройте гистограмму. У вас все деньги в товарах сконцентрированы в периодах до полугода? Вы молодец! Не допускайте дальнейшего старения!
4. Проанализировать состав запаса в той или иной группе, определять причину. Например, вы видите, что большой объем попадает в группу 9-12 месяцев и скоро станет Неликвидом. Посмотрите, какие позиции и с какой себестоимостью попали в этот список. Часто в этом списке вы можете найти 3 шины или бракованную сигнализацию, до которой не доходили руки, чтобы ее обменять у поставщика.
5. Принять меры по сокращению той или иной группы. Докупить (пока не сняли с производства) 4-ю шину; заменить, наконец, сигнализацию; отремонтировать поврежденную кузовную деталь; организовать акцию или распродажу.
Итак, теперь у вас есть готовый инструмент для оценки вашего запаса, анализа и упреждения Неликвида!
Оценка возраста запаса вашего склада – самый естественный способ оценить Вашу эффективность, ведь
ОСЕТРИНА МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ПЕРВОЙ СВЕЖЕСТИ!
Не стесняйтесь звонить (+7 916 619 81 93) или писать мне (bdrdnv@gmail.com), если не все стало понятно или у вас появились вопросы!
Подписывайтесь на нас
Авторские статьи по теме управления складскими запасами